РУССКИЕ СКАЗКИ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НАУКИ ПОБЕЖДАТЬ

Русский советский человек Павел Грудинин идет ПОБЕЖДАТЬ. Публикуем интересную, хотя и отчасти дискуссионную статью петербургского ученого А. Антонова об установках на Победу в русских сказках.

Сегодня в российском информационном и культурном пространстве крайне мало говорится о русской народной культуре и её истоках, о воспитательной и даже обучающей функциях нашей замечательной отечественной культуры, которую не зря называют восьмым чудом света. Можно, видимо, назвать её и первым чудом света, поскольку остальные чудеса в значительной степени являются производными русской культуры. Вашему вниманию предлагается глава из книги «Расскажи о себе, Русь» (автор - учёный секретарь-вице-президент ПАНИ А. В. Антонов), посвящённая русским сказкам.

Русское народное творчество - сказки, былины, песни, пословицы, сказания, легенды и мифы - это богатейший материал, несущий информацию об историческом пути народа, его мировоззрении, достижениях. В народных произведениях содержится и житейская мудрость. Многие читали труды современных авторов, как добиваться успеха. Но не стоит забывать опыт сотен поколений русских людей, который воплощён в народном творчестве.

Кто-то может заявить, что жизнь сейчас несколько иная, чем раньше, живём по-новому. Да, человечество приобрело в последние столетия новые знания в области материалистических наук, но законы мироздания, законы бытия остались и останутся прежними. Они вечны. И отказаться от опыта предков, обделить себя.

Истоки русской культуры уходят в глубокую ведическую старину. Именно тогда наши пращуры, закладывали основы народной культуры, для которой характерны жизнеутверждающая сила, реализм, высокая нравственность, стремление к справедливости.
Важной составляющей народного творчества являются русские сказки. Они тоже пришли к нам из глубокой древности. Но, в отличие от иных народных жанров, сказки наиболее образно и доходчиво, с использованием литературных приёмов, доводят информацию до читателей. Я бы назвал их учебным пособием науки побеждать. И не потому что, они имеют, как правило, счастливый конец. А ещё и потому, что они показывают читателю, пусть иносказательно, как, преодолевая трудности, добиться этого счастливого результата. Через сказку передаются и мировоззрение, знания, опыт прошлого, традиции, национальный характер.

Валерий Дёмин, проникая сквозь толщу веков, писал: «Народное творчество – это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа... Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе, - это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единства. Недосягаемая всеобъемлющая вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил...Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир – от Солнца и звёзд до листика и травинки – оказывался одушевлённым и одухотворённым, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком».

Но, осознавая силу космоса, наши предки всё же не полагались полностью на небеса и Бога. Не жили по принципу «авось куда кривая выведет». На Бога надейся, а сам не плошай, гласит народная мудрость.

Наши предки предполагали, что борьба добра и зла во многом определяет смысл земной жизни. Кроме представителей рода человеческого в сказках принимают участие персонажи, наделённые сверхъестественными способностями. Персонажи-помощники - Конёк-Горбунёк, Волк, Щука. Персонажи, представляющие злые силы: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо и другие. Первые, естественно, помогают героям, вторые создают всевозможные препятствия, пытаются героя погубить.
Развитие сказочных сюжетов учит читателя не бояться трудностей, заряжает верой в победу добра. Многие помнят, как Иван-царевич, преодолевая преграды, искал Василису Прекрасную. Хочешь победить, иди вперёд, не бойся. Двигаясь к цели и преодолевая препятствия, герой приобретает опыт и знания. Как правило, злые персонажи сказок не способны привести героя к гибели. Помешать прийти к цели - да. Но если герой смело, уверенно, используя полученные советы, идёт вперёд, их чары разрушаются. Это, думаю, надо учитывать и в реальной жизни.

В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке/

Сказки, как источник полезной информации, поясняют читателю: надо уметь отстаивать свои интересы, бороться со злом, безжалостно его уничтожать. Вступая в поединок с Кощеем, Иван-царевич не тратит время на лишние размышления, не думает принимать какое-либо компромиссное решение, к примеру, пленить Кощея и заняться его перевоспитанием. Он уверен, этот злобный субъект должен быть уничтожен, и безо всякого сожаления расправляется с ним/

Носители зла часто прикрываются личиной благочестия и деликатных манер, пытаются добиться своего льстивыми речами, обманом. Надо уметь зло распознавать, иначе оно раздавит и съест тебя. Как съела Лиса главного героя в сказке «Колобок».
Вспомним сказку «По щучьему велению». Жил-был Емеля, серо жил, спал много. Но поймал волшебную Щуку и пошёл в гору. Тут Щука помогла, но, прежде всего, сам был смел и проявлял смекалку. Похожие действия развиваются в сказках про Ивана-дурака, который на проверку оказывается совсем не глуп. Сюжеты этих сказок, как бы советуют читателю: не суетись раньше времени и впустую, а если время пришло – действуй решительно, изобретательно, смело.

Некоторые торопыги стремятся изменить всё сегодня и сейчас. Но если условия для этого отсутствуют, вряд ли что получится. Надо готовить ситуацию и выбирать время. Историк Александр Нечволодов, рассказывая о событиях 9-11 веков, писал: «Кровь же Русская никогда и нигде не пропадала без жестокого мщения; надо было только выждать для этого удобное время и случай». А когда время наступило, не отсиживайся в кустах, действуй.

Испытаниям в сказках подвергаются не только добры–молодцы, выпадают они и на долю красных девиц. После похищения предлагал Кощей Бессмертный Василисе Прекрасной богатство и власть, только бы вышла за него замуж, то есть заключила союз со злом, иначе - грозил превратить в статую. Не испугалась Василиса, сохранила любовь и верность Ивану-царевичу. Тем самым помогла Ивану преодолеть преграды, победить Кощея. И сама своего счастья добилась.

О силе женской любви рассказывает нам известная сказка «Аленький цветочек» в изложении писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859). Большую часть своего детства Аксаков провёл в имении своего деда в Оренбургской губернии, где ему часто рассказывала сказки ключница бабка Пелагея, знавшая их в огромном количестве. С её слов и записал по памяти Аксаков сказку «Аленький цветочек».

Женская любовь, конечно, не гарантирует стопроцентной защиты, но определённой охранной грамотой и источником энергии для мужчины является. Не зря поётся: «...живым вернёшься, моя любовь тебя хранит».

Некоторые исследователи отмечают, что сюжет «Аленького цветочка» заимствован из сказки «Красавица и чудовище» в редакции французского автора 18 века Жанны-Мари де Бомон. Но могла ли бабка Пелагея, вряд ли умевшая читать, познакомиться с этой сказкой по книге. Скорее данный сюжет пришёл на французские и русские земли с древних арийских времён. Ведь кельтские племена галлов, населявшие пространство современной Франции в 1 тысячелетии до н. э. и пришедшие туда в 5 веке н. э. германские племена франков, как наши сородичи, в значительной мере впитали культуру русов-арийцев. И жили эти сказочные сюжеты одновременно на русской и французской земле.

Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек".

Читатели, наверное, обратили внимание, что представители злых сил в сказках похищают именно красных девиц. Думаю, развитие сказочного сюжета идёт по обоснованному пути. Негатив в большей степени подавляет волю, разум женщины, чем мужчины, и может держать её в сфере своего влияния. Естественно, бывают мужчины и женщины с разными психофизическими возможностями. Но среднестатистическая картина именно такова.

Как поясняют сказки, помочь женщине освободиться от агрессии тёмных сил способен мужчина, пройдя через трудности и испытания. Но при условии, что она не заключит «союз» со злом, останется верной ему. Надо ли выручать ту, которая сама постоянно лезет в петлю, и стоит ли женщине любить недостойного?

Необходимо это понимать и выбирать надёжного спутника жизни, достойную половину. Не прислушиваться при выборе к вредным и занесённым извне трактовкам типа «любовь зла, полюбишь и козла». Может быть, и полюбишь козла, если сама козлиха.
В свете изложенного наиболее понятным становится семейный и общественный уклад арийских народов в древние и средние века. На Руси в семье всегда признавалась роль мужчины, как лидера, защитника. Предвижу возможные упрёки: автор превозносит зависимое положение женщины в прошлые времена. Угомонитесь, лицемеры. Любым временам соответствуют какие-либо недостатки, но разговоры об унижении женщины в русском обществе надуманы. Ведь обязанности главы семьи это не только контроль и опека, это ещё забота и защита.

А защищали русские мужчины своих женщин всегда не щадя живота своего. Если так тяжело жилось русской женщине в семье, вряд ли бы жёны декабристов отправились за сосланными в Сибирь мужьями. Да и стал бы подвергаться риску и опасностям Иван-царевич, разыскивая рабыню? Нет, он искал равную себе и любимую им. Просто в этой жизни Создатель определил роль женщины и мужчины. Их жизненные предназначения различны, но вместе они дополняют друг друга, составляя как бы единое целое. И то, что предписано Творцом, должно выполняться. Когда же установленные Природой правила нарушаются, в обществе возникают социальные и иные проблемы. Общество начинает болеть.

Обратим внимание на отрицательных героев русских сказок. Их участь незавидна, за содеянное приходится расплачиваться материальным благополучием, а то и самой жизнью. Усваивай читатель: сколько верёвочке не виться, а конец всё равно найдётся. Не могу не заметить, что подобная участь в настоящей жизни уже постигла некоторых демократов-реформаторов и жуликов-коммерсантов.

Интересны отдельные эпизоды сказочных сюжетов. Помните, как Иван-царевич искал Василису Прекрасную. На пути ему встретился старик-ведун и рассказал о предстоящих преградах: подойдёшь к большому камню, от него будут вести три дороги. По левой пойдёшь, жизнь потеряешь, по средней пойдёшь, коня потеряешь, иди по правой дороге. Потом попадёшь в дремучий лес, слышать будешь крики чудищ, страсти будут мерещиться, иди вперёд, не бойся и не оглядывайся. Обернёшься, не увидишь свою любимую-суженую.

В жизни люди часто оказываются на развилке, перед выбором: что делать. Для этого нужны сила духа, знания. Наши предки понимали, что Творцом человеку даны свобода выбора и свобода воли. Человек может решать, по какому жизненному пути пойти, и, сделав выбор, волевыми усилиями стремиться к цели. Выбрал путь, идущий вразрез с выработанными тысячелетиями устоями общества, стал опасен окружающим и Природе, погибнешь, «жизнь потеряешь». Природа от такого человека избавляется. Примеров предостаточно. Современные кладбища пестреют могилами молодых людей – братков и предпринимателей. Они стремились своё благополучие построить на несчастье других людей и оказались в могиле.

Второй путь – «коня потеряешь». Здесь коня, думаю, можно отождествлять с душой, духовным телом человека, которое часто называем аурой. Если хороший конь помогает идти по дороге, то сильная положительно заряженная душа уверенно ведёт нас по жизни. Позволишь подавить свою волю, дашь ввести себя в заблуждение, погрязнешь в алкоголизме, наркомании, зависти, корыстолюбии и т. п. - потеряешь душу, заблокируешь каналы получения энергии, будешь двигаться кое-как.

И третий путь – путь Правды и Добра, Путь Прави. Именно таким путём должен идти живущий на Земле человек. Здесь окружающая среда (Природа) помогает герою, что отражено в сказках, когда Ивану-царевичу помогали медведь, сокол, щука. Идя этим путём, герой фактически неуязвим, что характерно в значительной мере и для реальной жизни. В зависимости от выбранного пути окружающая среда (Природа) либо помогает герою, либо сопротивляется.

Поучителен совет с дремучим лесом. Идя правильным путём, не оглядывайся, т. е. не реагируй на какие-либо проявления, помехи. В жизни нас цепляют различные ситуации: конфликт на работе или в семье, чьё-то грубое поведение, запугивание, попытки завлечь в ненужные дискуссию или дельце, от которых только время и силы потеряешь. Если будем этим проблемам уделять слишком много внимания, то до своего благополучия, поставленной цели дойти не сможем. Сказочная красна-девица в реальной жизни может ассоциироваться с победой, успехом в жизни. Увязнешь, испугаешься, спасуешь - не придёшь к победе. А сможешь пройти сквозь трудности и житейские неурядицы, придёшь к успеху карьерному и личному.

В дремучем лесу.

Встреча Ивана-царевича со стариком-волхвом символизирует передачу знаний, опыта старшего поколения молодым. Не зря существует выражение – если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому единство опыта и мудрости старшего поколения и энергии молодых является залогом процветания любого народа.

Вспомним ещё один сказочный сюжет, как царь-отец выдавал свою дочь Елену Прекрасную замуж. Издал указ, кто допрыгнет до царевны, сидящей в высоком тереме у окна, поцелует её, снимет в руки перстень, тот и возьмёт в жёны. Первый раз прыгнул Иванушка на Сивке Бурке, на три бревна не достал до окна царевны, второй – прыгнул, на два бревна не достал. Только с третьего раза Иванушка на своём Сивке Бурке, вещем каурке, сумел допрыгнуть, поцеловать царевну и снять с её руки перстень.

Иванушка на Сивке Бурке

Думаю, это можно понимать следующим образом. Если ты не смог сразу завоевать любовь девушки, стань сильнее, лучше, умнее. Не останавливайся, повтори попытку. И, может быть, добьёшься её внимания и любви. Так же и с достижением желаемого результата. Не получилось с первого раза, приобрети дополнительный опыт, знания, развивайся, поднимая энергетику души на более высокий уровень, и добейся победы.

В ряде сказок развиваются сюжеты борьбы со Змеем Многоголовым, змееборство, что, на мой взгляд, можно рассматривать не только как борьбу с внешним злом, но и как борьбу со злом внутри человека, его страстями – пьянством, лживостью, корыстолюбием и пр. В сказках змей не пытается убить героя. Он пытается вбить героя в землю, т. е. вогнать в грех, в страх, в заблуждения и таким образом сделать человека зависимым от него, сделать пленником низменных страстей.
Это можно расценивать, как неспособность злых сил убить человека, они лишь толкают его к гибели. От человека зависит: катиться под откос и в конечном итоге погубить себя, либо выйти на правый путь. Победить змея возможно только отсечением всех его голов. Зло должно быть уничтожено полностью, частичная победа не будет окончательной.

Отрубание голов змея может означать победу над негативными страстями, заблуждениями самого человека. Но головы могут прирастать: «Срубил Чудо-юду пять голов, Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем – головы опять приросли». Только когда герой отрубает огненный палец, удаётся отрубить Змею все головы. Думаю, под огненным пальцем понимается беспечность и безволие, отсутствие в человеке целеустремлённости

В сказках змей порой угрожает: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею». Под царством, видимо, здесь уместно понимать тело и душу человека. Если зло сумело подавить личность, то тело и душа как бы увядают, сгорают. Здесь надёжной защитой, о чём говорилось выше, являются положительные качества самого человека, сила духа и знания.

Под влиянием сильного негативного воздействия (действий окружающих, стресса) в организме человека могут происходить функциональные изменения, вплоть до нарушения биохимического обмена веществ, физиологических, психических расстройств, одержимости. И впоследствии, если не провести восстановительные процедуры, человек словно увядает, сгорает.
Порог сопротивления в данном случае зависит от личных качеств индивидуума. Сильные, благополучные, личности, подобные сказочным Ивану-царевичу и Василисе Прекрасной злу не по зубам.

Угроза змея: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею» уместна для человека, одержимого страстями. Действительно, если человек подвержен страху, злобе, каким-либо извращениям, смотрит на мир через искажённую шкалу жизненных ценностей, его тело и душа постепенно разрушаются. Змей (зло), находящийся в самом человеке, сжигает его. В этом случае никакие румяна и шампуни не помогут сохранить милым дамам их красоту, а тренажёры мужчинам стройность и рельеф фигуры. Необходимо прежде очистить душу, тело, разблокировать чакры, тогда возвратятся красота и здоровье. Тогда облегчённо вздохнут и ваши близкие. Как тут не вспомнить известное изречение «Победи в себе дракона».

Помоги себе сам, и за тобой спасутся тысячи, говорят умные люди. А хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя. Некоторые же из наших современников поучают окружающих, требуют от них правильности, не замечая собственные недостатки. Так, вряд ли, придём к успеху. Начни с себя, стань лучше, покажи пример. Есть очень хорошее выражение: хочешь быть счастливым, будь им, а хочешь быть несчастным, будь им.

Как тут не вспомнить и замечательные слова выдающегося русского поэта Игоря Северянина:
Родиться русским слишком мало:
Им надо быть, им надо стать.

Для большего понимания змееборства поучительна сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» о схватках Ивана - крестьянского сына и его братьев с Чудо-юдо Многоглавыми на Калиновом мосту. Перед встречей с чудищами героев поджидает опасность засыпания, наваждения. В жизни люди порой проявляют беспечность, легкомыслие, не замечают, как ими овладевает какая-либо страсть к наживе, пошлости и т. п. Как их воля подавляется чьей-то злой силой. Сказка же поучает: будь бдителен. Это не значит постоянно и жёстко контролировать себя и всё вокруг, но предусмотрительность в действиях, знакомствах и умение предвидеть последствия совершённых дел не будут лишними.

К. А. Васильев
«На Калиновом мосту»

Перед тем как прийти к Калиновому мосту, говорится в сказке, братья по совету старца зашли в пещеру, где хранилось оружие. И отобрали себе, что получше. Оружие в пещере может ещё олицетворять совокупность знаний. Ведь знание – это сила, сильнейшее оружие в борьбе с противником.

Существует замечательное утверждение: каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания, на того, кто понимает больше. Понимающий больше, если он хитёр и эгоистичен, будет использовать менее понимающего в своих личных целях. И последний будет бегать у него в холопах, пока не станет разумнее, сильнее. А не станет, пробегает холопом всю жизнь.
Что характерно, при описании в народных сказках схваток со Змеем, Чудо-юдо, Кащеем главный герой спокоен, не гневается, не раздражается, не испытывает страха. Лишь иногда: «Осерчал Иванушка, собрался силами, отрубил Змею голову». Т. е. герой не поддаётся ненужным во время борьбы эмоциям, он спокойно и решительно расправляется с врагом. Да и вообще в сказках какие-либо эмоции положительные герои проявляют редко. У них ясная голова, спокойное сердце и чистая душа.
Злоба, ненависть, излишняя восторженность, глуповатая благодать мешают человеку осознать, что происходит вокруг. Мешают принять верное решение, замедляют реакцию и т. п. К примеру, тренеры учат боксёров: не злись на противника, не раздражайся. Поддался эмоциям – проиграл поединок.

Почему на это обращаю внимание. Иногда от некоторых людей можно услышать: «Я наливаюсь гневом, ненавистью к врагу». Но излишняя эмоциональность, как говорилось выше, вредна. Если ты делаешь правое дело, не злись, откручивай голову неприятелю без лишнего напряжения. Так шансы на успех увеличиваются, да и силы сохраняются. Надо просто выработать в себе установки, которые были у наших пращуров: со злом необходимо бороться, злодеи должны быть уничтожены. И, исходя из этих установок, действовать.

Наряду с Чудо-юдой, Змеем многоголовым в русских сказках был ещё персонаж-злыдень – Змей Жидовин (Жидовит). Правда, в современных версиях русских сказок он встречается крайне редко.

Злых персонажей сказок, на мой взгляд, можно рассматривать как своеобразных тренеров. Преодолевая их козни, герой и героиня получают дополнительный опыт, знания, закаляют характер, укрепляет себя духовно и физически. Т. е. они поднимаются на более высокий уровень и добиваются собственного счастья.

А ведь в этом один из основных смыслов человеческого бытия. Стать лучше, преодолеть происки злодеев способен только сильный и чистый человек. Именно такие нужны для продвижения вперёд. Именно такие личности могут вести соотечественников к Свету и Правде.

Если сопоставить сказки с современной жизнью, то все эти чубайсы, гайдары, березовские, прочие ельциноиды и их последователи, появившиеся в таком количестве, и есть злые персонажи сказок. И, как это не покажется парадоксальным, они в реальной жизни выступают в качестве наших тренеров. Они безобразны и вульгарны, но, чтобы преодолеть их пошлые деяния, восстановить то, что они сломали, мы должны стать лучше, сильнее, мудрее, бескомпромиссно с ними бороться. Будем брать пример с Ивана-царевича и Василисы Прекрасной.

Стоит отметить, что положительные герои сказок не жалуются на трудности, не стонут об утерянном прошлом. Они, как правило, пребывают в добром настроении, не теряют бодрости духа, веры в победу. В сказках положительные герои не подвержены употреблению спиртных напитков. Только с трезвой головой можно прийти к победе.

Идя к цели, герои сказок не вступают в длительные дискуссии, не пытаются словами доказать что-либо своим оппонентам. Они совершают конкретные дела, понимая, что достичь полезного результата можно, прежде всего, за счёт действий, а не слов. Кстати, и любой человек определяется не словами, а совершёнными им делами. Это понимали и наши предки. Вспомним цитату из «Влесовой Книги»: ««Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у кого слова и деяния совпадают».
Сказки учат оценивать людей именно по делам. Не зря в сказке «Царевна-лягушка» царь-отец, изучая своих невесток, велел прийти на пир с приготовленными ими яствами. Посмотрел, как они за столом себя ведут, как танцуют. Порой, услышав красиво говорящего оратора, люди готовы возносить его и следовать за ним. Не надо торопиться. Оцените сначала его дела, а потом принимайте решение, стоит ли следовать за красивоговорящим.

Читая сказки, мы учимся различать доброе и злое, полезное и никчёмное. Как говорят врачи, психологи, педагоги - основы характера человека закладывается в первые пять лет его жизни. Мы всё больше убеждаемся в прозорливости, широте знаний и мудрости наших предков. Сказки являлись у них одним из атрибутов воспитания. С их помощью они с малых лет ковали характер своих детей, внедряли в сознание здоровые жизненные начала, передавали имеющийся опыт и тем самым готовили к непростой взрослой жизни. Жаль, что сегодня в начальных классах нашим детям не дают подобного разбора русских сказок. Это наверняка помогло бы им избежать в дальнейшем житейских ошибок.

Народные сказки являются своего рода священными писаниями славян. В них, условно говоря, закодированы древние знания. И эти знания вместе с современными знаниями громадная сила на пути прогресса и в борьбе с врагами Отечества.
Поняв поучительный характер сказок, понятным становится происхождение слова «подсказка». Подсказку понимаем как полезную информацию при ответе на вопрос, совет при принятии решения в трудной ситуации. А ведь основой слова «под-сказка» является слово «сказка». Не случайно слово «подсказка» приобрело такое смысловое значение. Если сказка помогает в познании жизни, подсказка - малая сказка, помогает справиться с небольшой жизненной проблемой.

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Как это не удивительно звучит для кого-то, именно русские сказки помогут нам в преодолении кризиса и трудностей сегодняшнего дня. Но при условии, что среди нас найдутся добры молодцы, которые поймут намёк и запомнят сей урок.


Андрей Антонов,
Ленинград-Петербург

Источник

1250 0

комментариев нет

Читайте также

0 18094
0 2937
0 2150
0 2731
0 1549