Публицист Александр Трубицын: «Грэг Вайнер» и Мотька Гундосый

Однажды Мотька Гундосый требует, чтобы Сашка сыграл «Боже, царя храни». Сашка отказывается.

 

В повести Куприна «Гамбринус» у главного героя – Сашки-музыканта – есть антипод. Вот как описывает его Куприн: «Это был некто Мотька Гундосый, рыжий, с перебитым носом, гнусавый человек — как говорили — большой физической силы, прежде вор, потом вышибала в публичном доме, затем сутенер и сыщик, крещеный еврей».

Александр Трубицын
2018-01-29 17:44

Однажды Мотька Гундосый требует, чтобы Сашка сыграл «Боже, царя храни». Сашка отказывается.

«— Что? — заревел Гундосый. — Ты не слушаться! Ах ты жид вонючий!

Сашка наклонился вперед, совсем близко к Гундосому, и, весь сморщившись, держа опущенную скрипку за гриф, спросил:

— А ты?

— Что́ а я?

— Я жид вонючий. Ну хорошо. А ты?

— Я православный.

— Православный? А за сколько?

Весь Гамбринус расхохотался, а Гундосый, белый от злобы, обернулся к товарищам.

— Братцы! — говорил он дрожащим, плачущим голосам чьи-то чужие, заученные слова. — Братцы, доколе мы будем терпеть надругания жидов над престолом и святой церковью?..»

Каждый раз, когда я вижу на телеэкране «Грэга Вайнера» – прежде бизнесмена, торговавшего турпутёвками и правовой помощью, затем журналиста и либерала, американского «бывшего русского Григория Винникова» – я почему-то вспоминаю того самого Мотьку Гундосого.

Не знаю, какой он проходил обряд «крещения в американцы», но после этого (если судить по его отношению) мы все стали для него «россиянами вонючими», которые только и занимаются, что надруганиями над американским Белым домом и святой демократией.

Точно так же, как Мотька, вчерашний иудей, яростно обличал своих бывших собратьев по вере и винил их во всех грехах, «Грэг», вчерашний россиянин Григорий, яростно обличает своих бывших собратьев по гражданству и винит их во всех грехах. И если про американцев принято говорить «стопроцентный американец», то новоиспечённый «Грэг», бывший Григорий, - «американец стопятидесятипроцентный».

И, как таковой, ещё не научился вести себя прилично. Всё, что у стопроцентных на уме, оказывается у стопятидесятипроцентного на языке.

Как у ильфовского персонажа, который не знал всех тонкостей языка и говорил дамам прямо: «как я хотел бы видеть вас голой!».

Постоянно, при каждом появлении на экране, он продвигает одну и ту же, чисто американскую идею: права та страна, которая сильнее, всё основано только на праве сильного. С упоением он приводит цифры, насколько американская экономика крупнее российской и насколько американский военный бюджет превосходит российский.

Хотя – казалось бы – какое отношение этот организм имеет к американской экономике? Что он сделал для её процветания? Создавал вертолёты, как Сикорский или самолёты, как Прокофьев-Северский? Подарил Америке телевидение, как Зворыкин, или лампу накаливания, как Лодыгин?

Странное поведение – похваляться тем, к чему сам никакого отношения не имеешь…

Впрочем, дело не в этом. А в том, что он прямо и чётко формулирует доминанту американской политики, то, что «стопроцентные американцы» предпочитают скрывать – не из стыда или совести, а просто потому, что это политически невыгодно в данный момент.

Ведь согласно такому американскому подходу нет, и не может быть равноправия в отношениях между странами. Если Мотьк… извините, «Грэг» столь пренебрежительно высказывается о России и заявляет, что Россия должна слушаться Америку – то что говорить о таких экономических лилипутах, как, например, Эстония, или Грузия, или Исландия?

Наши доморощенные либералы очень любят пресмыкаться перед Америкой, выдавая её за образец всех добродетелей. Но американская политика, которой бахвалится новообращённый «Вайнер»-Винников, остаётся неизменной с XIXвека.

И настоящий, в самом лучшем смысле настоящий американец, из тех, чьим трудом и талантом создана и прославлена Америка – Марк Твен – писал о позоре американской политики так:

«…Не знаю, к худу или к добру, но мы продолжаем поучать Европу. Мы занимаемся этим уже более ста двадцати пяти лет. Никто не приглашал нас в наставники, мы навязались сами. Ведь мы — англосаксы. Прошлой зимой на банкете в клубе, который называется «Дальние Концы Земли», председательствующий, отставной военный в высоком чине, провозгласил громким голосом и с большим воодушевлением: «Мы — англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет».

Заявление председателя вызвало бурные аплодисменты. На банкете присутствовало не менее семидесяти пяти штатских и двадцать пять офицеров армии и флота. Прошло, наверное, около двух минут, прежде чем они истощили свой восторг по поводу этой великолепной декларации. Сам же вдохновенный пророк, изрыгнувший ее из своей печени, или кишечника, или пищевода — не знаю точно, где он ее вынашивал, — стоял все это время сияя, светясь улыбкой счастья, излучая блаженство из каждой поры своего организма. … Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы — воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».

Из всех присутствовавших англичан и американцев не нашлось ни одного, у кого хватило бы гражданского мужества подняться и сказать, что ему стыдно, что он англосакс, что ему стыдно за цивилизованное общество, раз оно терпит в своих рядах англосаксов, этот позор человеческого рода. Я не решился принять на себя эту миссию. Я вспылил бы и был бы смешон в роли праведника, пытающегося обучать этих моральных недорослей основам порядочности, которые они не в силах ни понять, ни усвоить…»

Но между великим писателем, философом, журналистом, изобретателем Марком Твеном и человеческой мелочью типа Мотьки Гундосого или «Грэга Вайнера» – дистанция огромного размера. Именно поэтому «Грэг» похваляется тем, чего стыдился Марк Твен.

Беда только в том, что и в XIX, и в XXI веке политику Америки определяют не лучшие люди этой великой страны…

923 0

комментариев нет

Читайте также

0 22258
0 3454
0 1948
0 2038
0 2010